Автопроизводители выступили с инициативой ограничить импорт иностранных автомобилей для граждан

Обращение ОАР в Минпромторг: необходимость пересмотра утилизационного сбора Объединение автопроизводителей России (ОАР) инициировало запрос в Минпромторг относительно пересмотра методики начисления утилизационного сбора на автомобили, нацеленного на борьбу с «серым» импортом, осуществляемым через физические лица. ОАР представляет интересы таких крупных компаний, как АВТОВАЗ, КАМАЗ и Группа ГАЗ. По информации, предоставленной агентством Интерфакс, письмо адресовано министру Алиханову, и в нем утверждается, что постановление №1291, принятое в декабре 2013 года, требует обновления. Автопроизводители предлагают изменить систему исчисления сбора, основываясь на мощности двигателя, что более соответствует современным автомобилям, которые часто оснащаются высокопроизводительными но компактными моторами. Новая формула сбора влечет проблемы: одинаковая плата налагается на автомобили разных классов. К примеру, бюджетный Changan Alsvin с ценой 1,85 млн рублей и объемом 1,48 литра облагается тем же сбором, как более дорогие модели, например, BMW X3, цена которого составляет 8 миллионов рублей, и гибрид Aito M9 за 10 миллионов рублей. ОАР подчеркивает, что действующая система утилизационного сбора лишена социальной дифференциации, что влияет на восприятие автомобилей в разных сегментах рынка. Объединение также выражает озабоченность по поводу льготного сбора для физических лиц, что, по их мнению, негативно сказывается на российском авторынке. На текущий момент физические лица, ввозя автомобили, уплачивают 3400 рублей за машины до трех лет и 5200 за старше трех лет, за исключением автомобилей с двигателем более трех литров. Однако «серый» ввоз, в результате льготного режима, стремительно растет: от 1-50% в 2024 году до 50-70% в 2025 году. Это приводит к проблемам с гарантией и отсутствием запчастей, при этом бюджет недополучает миллиарды рублей из-за уклонений от высоких ставок сборов для юридических лиц.