Перемены в утилизационном сборе обостряют ситуацию с электромобилями
Перспективы электромобилей в стране сейчас выглядят размытыми: обилие непостоянных решений со стороны правительства то способствует развитию, то создает преграды. С 1 января 2023 года произошло резкое увеличение утилизационного сбора на электромобили, который поднялся с 32 600 до 667 400 рублей. Очевидно, что такое решение уже повлияло на продажи: с января по март было продано лишь 1854 электромобиля, что на 52% меньше по сравнению с 3844 экземплярами в последнем квартале 2024 года. Однако уже во втором квартале динамика изменилась, и на учет встали 2546 автомобилей, а в третьем квартале продажи вновь выросли до 3586 машин.
Как будут развиваться продажи дальше? Напомним, что в прошлом году в декабре после сезонного снижения наблюдался стабильный спрос на уровне около 1200 машин в месяц. С начала 2023 года практика продажи была следующей: апрель — 795 автомобилей, май — 786, июнь — 965, июль — 1257, август — 1082, сентябрь — 1247. Интересно и то, что электромобили 2025 года показали даже лучшие результаты: за тот же период в апреле было продано 196, в мае — 334, в июне — 430, в июле — 543, в августе — 481, в сентябре — 597. В итоге склады у поставщиков по-прежнему переполнены автомобилями, которые произведены как в прошлом, так и в позапрошлом годах.
Таким образом, ожидается, что даже если с 1 ноября изменится утилизационный сбор, спрос будет оставаться на уровне 1000-1200 штук в месяц до начала лета следующего года. Однако новая система учета сборов может подорвать импорт, так как большинство электромобилей из зарегистрированных за девять месяцев текущего года имеют мощность выше 80 лошадей, и не будут иметь возможности оформляться по льготным тарифам.
Теперь давайте подробней рассмотрим речь о третьем квартале. Лидером продаж остается бренд Zeekr с 891 реализованным автомобилем. Наиболее популярная модель 001 — 449 машин, затем 7Х — 165 штук, 009 — 122, X — 88 и 007 — 67. Тем не менее, мы наблюдаем постепенное снижение доли Zeekr: в четвертом квартале 2024 года данный производитель занимал 38% рынка, в первом квартале 36%, во втором — 30%, а в третьем — снизился до всего 25%.
Завод «Москвич», в свою очередь, активно распродает остатки электромобилей 3е, произведенных год назад и ранее: с марта по август продажи составили 430 машин, большая часть которых была приобретена юридическими лицами. С этой цифрой 3е заняло второе место на рынке после Zeekr 009. Что касается дальнейших перспектив, то массовое производство 3е прекращено, так как завод сосредотачивается на новых моделях от SAIC. Evolute, несмотря на свои 539 проданных машин, не смог предоставить достойной конкуренции Москвичу: его модель i-Pro может похвастаться лишь 363 поставками.
Среди других автопроизводителей, Amberauto с моделью А5 показывает довольно скромные результаты, всего 277 проданных электромобилей. Модель Ora, которая не завоевала популярность, числа в 50 машин, а Avatr, подконтрольный «Чангану», забрал 263 машины. BYD тем временем оказался на высоте, реализовав 258 электромобилей. Остальные компании довольно сильно отстают, например, BMW с 51 электрической моделью и Porsche с 15 проданными Tesla, предоставив лишь 142 электромобиля на рынке.
Неплохая новость пришла с выходом электромобиля Eonyx М2, который нашел своих первых покупателей — два юридических лица и один физический. Возможно, у «Автотора» есть шанс занять свою нишу после долгого ожидания.
Таким образом, текущее положение дел на рынке говорит о том, что электромобили столкнулись с неопределенностью, и действительно важно просто знать, как изменение правил может повлиять на рынок и сможем ли мы ожидать роста продаж электромобилей.